Экологичная упаковка

Экологичная упаковка

Поделиться публикацией

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в email

Наша планета со страшной скоростью превращается в помойку, и львиная доля вины за это лежит на упаковке. «Мусорный континент» в Тихом океане, Африка, погребенная под полиэтиленовыми пакетами, Арктика, заваленная металлическими бочками, да просто ближайший к вашему дому лесок, где на каждом шагу встречаются человеческие следы, — результат стремительного прогресса общества потребления.

Первыми одумались развитые страны. Сортировка мусора стала их философией, общей культурой, которая закладывается с самого детства. В Германии, например, 6 видов контейнеров для различных отходов. И никого не приводит это в ужас. Все сортируют и не представляют, как можно жить иначе.

Экологичная упаковка

В России процесс прозрения идет очень медленно, но все же ответственных людей становится все больше. Философия этичного потребления, нацеленная на сохранение экологии и защиту животных, входит в моду, и производителям приходится учитывать мнение неравнодушных к окружающей среде людей.

Экотовары завоевывают рынок

Экотовары набирают популярность на российском рынке. Сначала иностранные бренды рассказывали о своих взглядах на сохранение окружающей среды, разъясняли, что они делают для спасения экологии в рамках своей компании. Например, шведская корпорация IKEA планомерно ведет политику экологичности своих товаров и бизнеса в целом, английский бренд натуральной косметики LUSH свою маркетинговую политику выстраивает на объяснении, как он заботится об окружающей среде. Такой подход казался неосуществимым в наших реалиях.

Натуральная косметика и экологичная упаковка

Натуральная косметика и экологичная упаковка

Но постепенно и российский бизнес стал делать ставку на заботу об экологии. Промышленные гиганты, загрязняющие окружающую среду, пытаются хоть как-то реабилитироваться, участвуя в природоохранных мероприятиях, а малый и средний бизнес ищет новые решения и идеи создания экологически безопасных продуктов.

Надписи на упаковке «Эко», «Био», «Натуральный продукт» и т.п. привлекают покупателей, но часто являются простой маркетинговой уловкой. По-настоящему экологически чистый продукт:

  • безопасен для здоровья;
  • при его производстве вредное воздействие на окружающую среду минимально;
  • используется много раз, разлагается или легко поддается переработке;
  • изготовлен из натуральных материалов или вторсырья;
  • не тестировался на животных;
  • имеет безопасную для окружающей среды упаковку.

В мире работают несколько десятков организаций, занимающихся экологической сертификацией товаров, создана международная ассоциация GEN (The Global Ecolabelling Network — Глобальная сеть экомаркировки). Россия в GEN представлена маркировкой «Листок жизни» — такая эмблема на товаре говорит, что он прошел международную экологическую сертификацию.

«Листок жизни» — единственная российская экомаркировка, реально гарантирующая безопасность и соблюдение экологических норм на всех этапах производства продукта.

«Листок жизни» — единственная российская экомаркировка, реально гарантирующая безопасность и соблюдение экологических норм на всех этапах производства продукта.

Экотовары нуждаются в упаковке, как и все остальные, но подход к этой проблеме становится более осознанным. Экологичная упаковка должна выполнять свои стандартные функции, оставаясь безопасной.

Авангардные идеи экоупаковки

Продукты массового потребления без упаковки представить сложно, хотя еще совсем недавно, каких-то 30 лет назад, чтобы купить сметану, нужно было идти в магазин со своей банкой, хлеб без всякого полиэтилена лежал на деревянных лотках, а сливочное масло и сыр в молочном отделе отрезали от большого куска и заворачивали в бумагу. Упаковка была минимальной, полностью перерабатываемой или возобновляемой — бутылки и макулатуру сдавали все без исключения.

Оборотная тара — не до конца забытая старая традиция. Уже сейчас в Германии и Франции крупные пивоварни принимают свои бутылки для повторного использования. Для этого в супермаркетах устанавливаются специальные автоматы, а сотрудники вручную сортируют бутылки по ящикам. В Германии принят закон, обязывающий все магазины принимать проданные бутылки. Это выгодно всем: потребители за сданную тару получают от 8 до 25 центов, магазины «привязывают» покупателей, а производители экономят на упаковке.

В Европе популярны магазины, где товары продаются без упаковки — или приходи со своей, или бери в аренду на месте.

Сеть британских магазинов Unpackaged

Сеть британских магазинов Unpackaged

Магазины без упаковки занимают свою нишу, вполне вероятно, что за ними будущее, но пока это будущее слишком иллюзорно. Более актуальна проблема, как сделать упаковку товаров экологичной.

Дальше всех в решении задачи ушли проекты по разработке съедобной упаковки пищевых продуктов. Шведская дизайн-студия Tomorrow Machine предлагает пакет для круп из пчелиного воска, емкость под растительное масло из карамели, а стаканчик для смузи из агар-агара. В разных странах, включая Россию, создаются аналоги полиэтиленовой пленки из водорослей, овощей, фруктов, казеина, полисахаридов и т.п.

Безвредная упаковка от дизайн-студии Tomorrow Machine

Безвредная упаковка от дизайн-студии Tomorrow Machine

Еще одно направление в разработке экоупаковки — Upcycling. В отличие от известного всем рециклинга, когда упаковочные материалы сортируются по видам и отправляются на переработку, апциклинг — это поиск идей, как употребить отработанную вещь с пользой. Идеи апциклинга упаковки могут лежать на поверхности (стаканчики из-под сметаны, в которые бабушки сажают рассаду), а могут быть оригинальными (бирки для овощей из прессованного картона, в которые помещены семена растений от английского студента Бена Хаттли).

Достаточно поместить бирку в землю, и из нее вырастут новые овощи

Достаточно поместить бирку в землю, и из нее вырастут новые овощи

Коробки для детских игр, которые сами являются частью игры, тоже отличная идея продлить жизнь упаковки в духе апциклинга.

Коробка под игру с кинетическим песком трансформируется в декорацию

Картон или пластик: что опаснее

Авангардные идеи пока остаются диковинкой на рынке, разработка новых материалов и поточное их производство требуют колоссальных затрат, которые не всем по карману. Как же уменьшить вред от традиционной упаковки — ПЭТ, пластика, картона и проч.? Какие из этих материалов наиболее безопасны для окружающей среды?

С одной стороны, картон и бумага кажутся экологичными материалами. Главное их преимущество в том, что они поддаются многократной (до 6 раз) переработке, а в случае попадания на свалку разлагаются в течение 2–3 месяцев. Но и недостатки картонной упаковки серьезны. Бумага и картон производятся из целлюлозы, а это древесина. Чтобы коробка радовала глаз покупателя и маркетолога в супермаркете, нужно рубить лес, а этот ресурс восстанавливается гораздо медленнее, чем истребляется. Для восстановления лесных массивов вводится принцип устойчивого лесопользования, когда вместо вырубленных деревьев высаживаются новые.

Принцип устойчивого лесопользования:

  1. Разведение саженцев.
  2. Посадка саженцев на местах вырубок.
  3. Уход за саженцами первые 3 года.
  4. Прореживание посадок через 3–5 лет.
  5. Уход за молодняком с 5 по 20-ый год — осветление, прочистка, вырубка слабых деревьев.
  6. Лесозаготовка после полного созревания деревьев (от 50 до 100 лет).

Макулатурный картон из вторсырья содержит химические добавки, из-за которых его запрещено использовать в упаковке, где есть прямой контакт с пищевыми продуктами, поэтому к картонной коробке добавляется дополнительный барьерный слой из полиэтиленовой пленки.

И, пожалуй, главный недостаток картона во вредности его производства. У всех на слуху скандалы с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом, но проблема вредных выбросов и гигантского расхода воды стоит перед всеми ЦБК — это предприятия с повышенным риском неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

С полиэтиленом и другими пластиками ситуация еще сложнее. Особенно у нас в стране, где сортировка мусора — дело пока непривычное и немассовое. Не все виды пластика подлежат переработке, а время его разложения доподлинно не установлено — называются цифры от 100 до 800 и даже 1000 лет. Ставшие было модными биопакеты на практике оказались еще опаснее обычных, т.к. они не разлагаются, а рассыпаются на мельчайшие частицы, заражая все вокруг.

Обычная городская свалка в России — море пластиковой упаковки

Обычная городская свалка в России — море пластиковой упаковки

Производство пластика не менее вредно, чем бумажное, а нефтепродукты для его производства являются невоспроизводимым ресурсом в отличие от древесины, которую все же можно вырастить.

Ни бумага, ни пластик не являются в полной мере экологичными материалами, но пока в России не организована полноценная сортировка и переработка мусора, картонная упаковка видится более экологически безопасной.

Как сделать картонную упаковку более экологичной

По данным аналитики корпорации Unilever каждый пятый покупатель отдает предпочтение маркам, которые позиционируют себя как ревностных защитников экологии. Производители, громко заявляющие о своей причастности к охране окружающей среды, автоматически завоевывает свою аудиторию.

Компании, занимающиеся здоровым питанием, натуральной косметикой, безопасной бытовой химией, много внимания уделяют экологической безопасности своих товаров, упаковки и производства, но даже если экологичность не является приоритетом вашей организации, ориентированность на нее создает положительный имидж бренда.

Шаги на пути к экологичной упаковке могут быть разными, главное — начать этот путь.

  1. Делайте упаковку, которую можно использовать повторно или извлекать из нее дополнительную пользу.
Упаковка, которая превращается в игрушку

Упаковка, которая превращается в игрушку

  1. Поручите конструктору разработку наиболее экономичного кроя коробки с минимальной площадью облоя (обрезков печатного листа). Иногда уменьшение габаритов на пару миллиметров значительно сокращает расход материала.
  2. Размещайте на упаковке экомаркировку, данные о возможности переработки.
Петля Мебиуса означает, что материал частично или полностью изготовлен из вторсырья и может быть переработан.


Петля Мебиуса означает, что материал частично или полностью изготовлен из вторсырья и может быть переработан.

Зеленая точка — европейский знак, означающий гарантированную переработку упаковки, правда, только на территории Европы.


Зеленая точка — европейский знак, означающий гарантированную переработку упаковки, правда, только на территории Европы.

20 PAP — гофрокартон.


20 PAP — гофрокартон.

21 PAP —прочие виды картона.


21 PAP —прочие виды картона.

22 PAP — бумага.


22 PAP — бумага.

  1. Проходите добровольную сертификацию в Экологическом союзе ecounion.ru, чтобы получить право размещать на своем продукте экомаркировку «Листок жизни», а также полный экологический аудит производства, рекомендации и сопровождение экологов.
  2. Выражайте свою причастность к защите окружающей среды через дизайн, выбор материала из вторсырья, участие и организацию экологических акций.
  3. Будьте честны и последовательны. Грин-вошинг — ставка на псевдоэкологичность как на простой маркетинговый ход, не подкрепленный реальными действиями, способен быстро убить имидж бренда и вызвать недоверие потребителя.
Эмблемы, мимикрирующие под экомаркировку, в реальности не имеющие к ней никакого отношения

Эмблемы, мимикрирующие под экомаркировку, в реальности не имеющие к ней никакого отношения

Переход на экологичную упаковку требует творческого подхода и вложений, но целый ряд преимуществ окупают все расходы в будущем. Экоупаковка:

  • выделяет товар среди других, подчеркивая его уникальность;
  • позволяет покупателю почувствовать себя ответственным защитником окружающей среды;
  • заставляет производителей искать новые, нестандартные решения;
  • постепенно влияет на мировоззрение людей, формируя новую экокультуру.

Читайте так же

Самоклеящаяся этикетка: что это

Поделиться публикацией Поделиться в facebook Поделиться в linkedin Поделиться в twitter Поделиться в email Самоклеящиеся этикетки – это стикеры, одна

Виды этикеток

Поделиться публикацией Поделиться в facebook Поделиться в linkedin Поделиться в twitter Поделиться в email Этикетка – один из наиболее эффективных

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх